Самые почитаемые иконы Божьей Матери
Иконы Божьей Матери православные чтят особо. Она является их заступницей перед Господом и Своим Сыном Иисусом Христом, а на Руси считалась хранительницей и защитницей Земли Русской.
Обычно иконы Божьей Матери и Христа изображают Иисуса в виде младенца или маленького мальчика, делающего благословляющий жест, на руках у Богородицы. Некоторые самые древние иконы хранятся в музеях, но списки (копии) этих икон широко распространены, их можно увидеть в храмах и в домах верующих и даже неверующих.
Одним из древнейших дошедших до нас изображений Богородицы является Владимирская икона Божией Матери, которая хранится ныне в Храме Третьяковской галереи. По преданию, она была написана самим евангелистом Лукой. Из Иерусалима она была перевезена в Византию, а затем в Киев, откуда в 1155 была тайно вывезена во Владимир.
Перед этой иконой веками молились, когда наступали бедствия – войны, эпидемии. Ей молятся об исцелении тела и души и о защите от зла.
Казанская икона Божией Матери, великой Заступницы России и драгоценной национальной святыни, была обретена в 1579 году, когда сама Богородица явилась во сне простой девочке Матроне и рассказала, где искать ее образ. И действительно, на месте огромного пожарища чудесным образом была обнаружена икона со свежими и яркими красками. В Москве на Красной площади был построен собор в честь Казанской иконы Богородицы.
Перед ней молились воины накануне Полтавской битвы и во время Отечественной войны 1812 года; в Великую Отечественную войну она помогала жителям блокадного Ленинграда. Известно немало случаев, когда эта икона помогала чудесным образом исцелиться, вернуть зрение, выздороветь умирающим.
Смоленская икона Божией Матери считается родовой иконой русских князей. Она носит название Одигитрия, то есть Путеводительница. Смоленская икона Божией Матери попала на Русь из Византии и спасла Смоленск в 1238 году от войск хана Батыя.
Ей молятся об исцелении от болезней, обретении мира в семье, разрешении сложных жизненных проблем.
Икона «Знамение Пресвятой Богородицы» отличается от других изображением Христа как щита – символа защиты и победы. В летописи рассказывается удивительная история ее помощи новгородцам в 1170 году. В 1352 году она помогла сотням людей исцелиться от чумы.
Ей молятся о ниспослании мира в семье, об излечении от слепоты и других недугов.
Сюжет и значение иконы распятия Иисуса Христа
Однако, в некоторых вариациях, можно увидеть не темный, а золотистый фон. Это связано с тем, что событие, каким бы печальным оно не было, но также является радостным. Христос совершил искупительный подвиг за весь род человеческий, он очистил всех от первородного греха.
Все фигуры, изображенные на иконе, каноничны. Без них рушится вся композиция. Стоит отметить центральных персонажей:
- Богоматерь рядом с Сыном Божьим.
- Иоанн Богослов. Ученик Христа, один из двенадцати апостолов. Стоит по другую сторону креста.
- Два распятых разбойника. Предание гласит, что из двух преступников, лишь один уверовал в Господа в последние моменты своей жизни. Он стал первым, кого Иисус посчитал достойным Царства Божьего.
- Три римских воинов. Иконописцы традиционно располагают их чуть ниже креста, на котором был Спаситель.
Не зря было сказано, что ранее, до того, как письмо стало распространенной роскошью для всех, передача религиозных идей осуществлялось посредством иконы и соответствующих образов. «Распятие Христа» можно назвать не просто иконой, а целой книгой, в которой заключен ключевой момент всей веры.
План Господа соответствовал последующим событиям. Христос должен был умереть, чтобы возродиться и даровать всем жизнь после смерти в Раю. Радость этого момента неописуема.
Иконы в разных комнатах
Церковь говорит, что можно и нужно рассредоточить иконы по разным комнатам.
В кухне уместно будет разместить изображения Спасителя. Возле обеденного стола можно повесить икону «Тайная вечеря».
В детской вешают образ Ангела-Хранителя, в большинстве случаев, или же Небесного защитника малыша, т.е. именную икону.
На входе в жилище дозволяется разместить крест или икону с изображением Покрова Пресвятой Богородицы.
В спальне также можно повесить иконы, хоть и существует мнение что этого делать нельзя. Но это не так, ведь супружеская близость не греховна. В спальне иконы нужно размещать у изголовья кровати.
А если у Вас возникли затруднения с выбором икон или дополнительные вопросы, то Вы всегда можете написать нам через форму обратной связи и мы с удовольствием Вам поможем.
Иконографически Казанскую икону принято относить к сокращенному оплечному (то есть это изображение по плечи) варианту Одигитрии, что в переводе с греческого означает «Путеводительница». В этом названии заложен определенный глубокий смысл. Пресвятая Богородица является нашей Путеводительницей ко Христу. С одной стороны, это выражено в том, что Она является Матерью Господа по плоти, тем самым низводя на нас благодать Божию, заступаясь за нас пред Христом. С другой же стороны, являясь человеком по природе, Матерь Божия ведет и каждого из нас ко Христу.
- Фигура Божией Матери представлена фронтально, с небольшим наклоном головы в сторону Богомладенца. Это символ милости, любви, материнской нежности и в тоже время преклонение перед Спасителем человеческого рода.
- На одной руке Богородицы восседает Младенец Иисус Христос.
- Младенец Иисус Христос правой рукой благословляет Матерь Божию, а в Ее лице и всех христиан. Вторая рука Богомладенца скрыта одеждой.
- Взгляды Матери Божией и Богомладенца обращены непосредственно на молящегося. Это особо акцентирует человека на духовный диалог с Господом и Его Пречистой Матерью. Взгляды, обращенные Богородицей и Христом на молящегося, выражают собой полноту общения двух личностей – Бога и Его творения, человека.
- Богословский смысл иконы заключается в ходатайстве о нас Пречистой Богородицы перед Своим Сыном – Господом Иисусом Христом. Ведь именно Христос – это Путь, Жизнь и Истина для каждого христианина. Являясь Матерью Господа и в тоже время человеком по природе, Матерь Божия имеет возможность наиболее сильно молить Своего Сына о каждом из нас. Этот смысл наиболее просматривается в иконах типа «Одигитрия», где Богородица указует рукой на Христа. Казанский образ – оплечный, поэтому указания рукой мы не видим. Однако, несмотря на это, смысл остается таким же, только в Казанском образе он скрыт от поверхностного взгляда.
Войти
Авторизуясь в LiveJournal с помощью стороннего сервиса вы принимаете условия Пользовательского соглашения LiveJournal
- Recent Entries
- Archive
- Friends
- Profile
- Memories
Символика образов Иисуса Христа
В первые столетия своего существования христианство подвергалось жестоким гонениям, а потому икона Спасителя являла собой различные символические рисунки. Чаще всего на ней изображались рыбы, отождествлявшиеся с проповедями. Чтобы как-то распознать друг друга среди многочисленной толпы, христиане даже носили небольшие амулеты в виде этих морских жителей.
Также встречались изображения Агнца, символизирующие смерть Мессии. Как правило, жертвенное животное рисовали стоящим на вершине холма (что означало церковь), по склонам которого стекало четыре ручейка (знак Евангелия). Нередко на древних иконах можно было увидеть виноградную лозу, знаменующую евангельский образ Спасителя. Ветки означали членов церкви, а сами грозди – великое Таинство Евхаристии.
В конце VII столетия было принято решение заменить символические рисунки на человеческое воплощение Христа. Долгое время иконописцы спорили насчет внешности Иисуса, пока, наконец, не выработался общий исторический типаж Спасителя:
- пропорциональное лицо;
- большие глаза;
- тонкий, ровный нос;
- темные, слегка волнистые волосы до плеч;
- аккуратная бородка.
Основы православных иконографических канонов
Распятые разбойники
Икона Распятие Господа – одна из самых популярных, поэтому неудивительно, что она имеет немало вариаций. В некоторых вариантах по две стороны от Христа расположены распятые разбойники. Согласно Евангелиям, один из них, благоразумный, раскаялся и попросил прощения за свои грехи. Другой же, безумный, насмехался и говорил Иисусу, что раз тот Сын Божий, то почему Отец не помогает и не избавит от страданий.
На образах раскаявшийся разбойник всегда расположен по правую руку от Христа, его взор обращен к Богу. Голова нашего Спасителя тоже склонена в его сторону, поскольку раскаявшийся получил прощение, после смерти его ждет Царство Небесное. Безумный разбойник на распятии часто изображается вообще развернутым спиной – за совершенные поступки преступнику уготована дорога в ад.
«Христос Виноградная Лоза»
Ещё одна икона Спасителя Иисуса Христа – «Христос Виноградная Лоза», или «Христос Лоза Истинная». Здесь Спаситель представлен в виде одной из ветвей виноградной лозы, рядом с которой расположено Священное Писание. В других ветвях изображаются святые, апостолы Божии, Иоанн Предтеча и Богородица.
Спаситель хочет донести этой фразой, что Его отношение к людям такое же как и у виноградной лозы к своим ветвям. Лоза же, в свою очередь, символизирует причастие к Высшим силам и одновременное присутствие среди людей.
Это интересно: Икона Рождества Пресвятой Богородицы: это полезно знать
Почитание
Образ Спаса часто помещали на боевых знаменах, церковных хоругвях, ему посвящали церкви, иноческие обители.
Флаг, стяг, знамя
Нерукотворный образ не случайно был принадлежностью именно боевых флагов, или знамен. Ведь слово «знамя» имеет один корень со «знамением», зримым проявлением силы Божией. Флаги также именовали стягами – от «стягиваться»: видевшие их воины не только ориентировались во время боя, но, взирая на Лик, укреплялись духом.
Самое известное из боевых таких знамен – Ивана IV, с которым русские войска взяли Казань. Впоследствии с ним также одерживали победы войска Петра I.
Двусторонняя хоругвь
Некоторые боевые стяги подобны хоругвям, используемых во время крестных ходов: на одной стороне Нерукотворный образ, на другой – иное священное изображение. Например, в сибирском Илимске известно знамя казаков с изображением на другой стороне Крещения Господня. Это символизировало Божие заступление, и то, что русские колонисты несли местным народам веру.
Храмы и монастыри
К настоящему времени их известно более 500.
Андроников монастырь
Он построен в середине XIV в. свт. Алексием Московским в память спасения его от морской бури, которое последовало 29 августа. Именование обители восходит к первому настоятелю, ученику прп. Сергия. Обитель известна тем, что здесь подвизался прп. Андрей Рублев. С советских лет здесь – музей его имени.
Монастырь в Клыково и матушка Сепфора
Обитель появилась с 1924 г., ее основали изгнанные из закрытой Оптиной пустыни братия при храме Нерукотворного образа. Его закрыли с 1937 г., а возродился сначала приход, затем – монастырь с 1991 г.
Здесь долгое время проживала схимонахиня Сепфора, известная духовными дарованиями. Сейчас на могилу пока не прославленной подвижницы приезжают паломники.
Как выглядел Бог?
Икона — это не портрет. Само Евангелие не дает однозначного описания внешности Иисуса Христа. Господь оставил его в тайне для последующих поколений. Однако канонический облик, который люди видят на иконах Христа Вседержителя, вовсе не случаен, он не является фантазией иконописцев. История сохранила очень древние изображения и описания современников.
Героями Нового Завета внешность Спасителя воспринималась как самая обычная, они не видели в ней ничего особенного, сверхъестественного. Сам Христос скрывал Божественную славу, чтобы не напугать окружающих, явив ее лишь несколько раз (на Фаворской горе и во время крещения).
Важным литературным источником является письмо проконсула Иудеи, где Христу приписывается высокий рост, каштановые волосы, гладкая кожа, рыжая раздвоенная борода, голубые блестящие глаза. Манера разговора описывается как спокойная и весьма приятная. Весь облик Спасителя автор описания признает «прекраснейшим».
Фрески, близкие к ортодоксальным, появились еще в катакомбах, в период римских гонений. Сегодняшние традиции изображения на иконах Христа Вседержителя, сложились к 6 в., правда, ряд образов относят к евангельским временам.
История появления первых чудотворных икон
Исцеляющие и помогающие изображения, по мнению церковных мужей, берут свою силу от Божьей благодати. В православной церкви признаны многие чудотворные иконы, а точнее около 1000. В основном, это образы Христа и Богородицы.
Многие предания гласят, что первое чудотворное изображение – это плат, которым Иисус отер свое лицо, и на нем остался отпечаток. Его еще называют Мандилион. Изначально от него исцелился древний эдесский царь Авгарь. Он был болен проказой.
Одним из первых упоминаний о чудотворных иконах является также мироточение Писидийской иконы в VI веке. Тогда от руки изображенной Богородицы заструился елей. Это явление было подтверждено на VII Вселенском Соборе.
Описание и значение в православии
На иконе «Святое семейство» изображены: Иосиф, Дева Мария и Иисус в младенчестве. Пречистая Дева склонила голову на плечо Иосифа, который, приобнимая, положил правую руку на ее плечо. Рука Богородицы лежит в Руке Иосифа. Младенец Иисус правой рукой делает благословляющий жест, а левую присоединяет к ладоням матери и названного отца.
Понять глубину и чистоту взаимоотношений между Божьей Матерью и Иосифом можно, только зная Священное Писание. В библейском тексте сказано, что Иосиф был обручен с Девой Марией, но не обвенчан. Они не были супругами. По законам того времени, женщина должна была жить рядом с мужчиной: мужем или сыном. Иосиф давал Богородице защиту от сплетен и гонений, обеспечивая их потребности своим трудом, сохраняя почтительное отношение и дистанцию. О необходимости такой защиты свидетельствует Священное Писание.
В Евангелии от Матфея говорится, что после обручения Иосиф узнал о беременности нареченной и хотел «отпустить ее», чтобы избежать позора для себя и Марии. Явившийся ему во сне архангел Гавриил сказал, чтобы он принял Марию, как жену свою, ибо она безгрешна перед ним. Родится Сын от Духа Святого, Спаситель людей от грехов их. Иосиф-плотник «принял жену свою и не знал Ее».
Тайну непорочного зачатия знали супруги и священники храма, где воспитывалась Мария с трехлетнего возраста и дала обет безбрачия. Для людей, в том числе детей Иосифа от первого брака, он был родным отцом Иисуса. Сомнений в этом не могло возникнуть, так как Иосиф любил Иисуса и относился к нему, как к собственному сыну.
После его смерти опорой для Богородицы и юного Иисуса стал Иаков, сын Иосифа от первого брака. Став совершеннолетним, принял на себя такую обязанность Иисус. Христос, распятый на кресте, сказал апостолу Иоанну Зеведееву, что отныне он станет сыном Богородицы и будет заботиться о ней. С такими же словами он обратился к матери.
На иконе «Трех радостей», канонизированной православной церковью, подобных нарушений нет. На первом плане изображены Божья Матерь и маленький Иисус, за ее спиной – Иосиф и юный Иоанн Креститель, троюродный брат Христа по матери. На некоторых списках бывают изображены блаженная Елизавета, ее муж Захарий, мать Богородицы, Анна.
Сходство изображений по содержанию сделало иконы равнозначными для верующих. Образ «Трех радостей» иногда называют «Святым семейством». Молитвенные обращения не имеют различия, совпадает день поминовения. Какой именно иконе помолиться – выбор верующего.
Убрус на Руси
Вполне возможно, подлинники Мандилиона и Керамиона видели св. Ольга, крестившаяся в Константинополе, и ее внук, равноап. Владимир. А первые такие иконы появляются на Руси еще с IX в.
Авторы копий
Большинство их остались неизвестными. Из тех, чьи имена все же сохранились, можно назвать прп. Андрея Рублева, мастеров XVIIв. Симона Ушакова, Феодота Ухтомского.
Новгородская икона 12 века
Это самый древний из известных сейчас русских списков образа. Создавший его мастер неизвестен. До революции икона хранилась при Успенском соборе Кремля, ныне – в Третьяковской галерее.
Андрей Рублев, «Спас»: год создания и где находится подлинник
Прп. Андрею приписывают образ, хранящийся в Третьяковской галерее. Он стал образцом для русских мастеров последующих лет. Образ написан во 2 пол. XIV в. Его смысловой центр – Лик Господа, окруженный нимбом.
Главная святыня Воскресенского собора города Тутаева (бывший Романово-Борисоглебск) Ярославской области — чудотворная икона «Нерукотворный Образ Всемилостивого Спаса».
Старинная икона в Тутаеве
От других ее отличают большие размеры – высота и ширина образаXV в. чуть менее 3 м.
Интересный факт
Вот как описывает его искусствовед начала XX в. Ю.Шамурин: «страдающие и строгие глаза Спаса напоминают о другом искусстве, более древнем, но и более вдохновенном, воплотившем трепетное смирение народа-страдальца. Спас грозный и страдающий, проникновенно глядящий широко открытыми печальными глазами, весь лик незабвенно прекрасный своей одухотворённостью, свидетельствует о иконописном мастерстве XV и XVI веков».
Ныне икону почитают чудотворной не только православные, но и старообрядцы.
Явление чудотворной иконы в Ярославле
Образ явлен 25 июня 1612 г., когда в город вступило ополчение Минина и Пожарского, шедшее на освобождение Москвы от поляков. Тогда в Ярославле шла эпидемия, от которой многие умирали. Тогда была найдена икона, крестный ход с которой остановил моровое поветрие и одновременно – воодушевил горожан на защиту страны. На месте чудного явления позже воздвигли храм.
Вятский
Список относится к сер. XVII в. Он узнаваем по фигурам Ангелов близ Христа. Образ прославился прекращением эпидемии, после чего его перенесли в Москву.
Интересный фактКремлевские ворота, через которые святыню несли до Успенского собора, с тех пор именуются Спасскими.
Икона 17 века, автор Симон Федорович Ушаков
Любимый иконописец царя Алексея Михайловича создал ее для царской семьи. По кончине государя его вдова Наталья Кирилловна, благословила ею старшего сына, будущего первого Российского Императора.
Спас Нерукотворный Ушаков Симон Федорович Школа: Оружейная палата Московского Кремля Конец 1660-х — начало 1670-х Государственный исторический музей, Москва Из Троицкого собора Успенского монастыря в Александровской слободе.
Любимая икона Петра I
Царь всегда брал ее, отправляясь на войну, позже перевез в Петербург. Список образа возил с собой Александр III. Он был с царем во время железнодорожной катастрофы 17 октября 1888 г., когда при крушении поезда вся царская семья осталась невредима.
Харьковский
Икона написана в XVIII в., находилась при Борисоглебском монастыре. В советские годы ее скрывали верующие, постепенно лик потемнел. Обновление образа произошло 20 июля 1997 г. Чудо засвидетельствовано комиссией епархии. Вот что говорят очевидцы:
«…20 июля, в воскресный день, при совершении Божественной Литургии, во время чтения Св. Евангелия при открытых Царских вратах, прихожанки храма — Канонникова Ксения, Малько Ирина Васильевна и другие — увидели сияние яркого золотистого света в виде вспышки и ощутили как бы движение воздушной волны с тихим шелестом. Произошло это мгновенно и было явно ощутимо. Душа их при этом явлении наполнилась глубоким миром, благоговейным страхом, и они решили исповедываться, чтобы не впасть в заблуждение духа прелести.
Обновление Св. Иконы впервые увидели во время пения Херувимской песни пономарь Пестунов Андрей и девятилетний отрок Николай Забродский.
По их словам, Икона блистала ярким, золотистым свечением, после чего проступили ранее неразличимые надписи, а по бокам, в зеркалах, стали видны лики Архистратига Михаила и Архангела Рафаила. От иконы начало распространяться благоухание, державшееся пять дней, по истечении которых, начало угасать».
Иконы Иисуса Христа
Как было сказано выше, чтобы запечатлеть святость Христа, было написано немало икон
Каждая из них считается важной для верующих. Ведь у каждого есть особо важные просьбы
Каждая икона Христа Спасителя обладает особой силой. Если разрешить духовный наставник, моление можно совершать и по фотоиконы.
«Христос С Хлебом И Вином»
Здесь Спаситель изображен с хлебом (телом Его) и вином (кровью Его). Мотив Евхаристий был реализован в 19 веке и до сих пор сохраняет значимость. Люди нередко приходят к иконе, желая попросить о наставлении на путь истинный. Эта икона Иисуса имеет не последнее значение в жизни православных верующих.
«Христос Виноградная Лоза»
Икона Спасителя представляет Иисуса в виде лозы, которая связана с каждым Его апостолом. Этот мотив показывает нам, что Господь един с нами через Сына Своего. Именно благодаря делам Христа, любовь вновь вернулась в мир и стала объединять людей в единой вере в Него.
«Христос В Терновом Венце»
Терновый венец – это икона Иисуса Христа, символ страданий, которые прошел Сын Божий во искуплении грехов человечества. Он был готов к такому исходу, ведь об этом ему было сообщено свыше. С надлежащей покорностью, он не отказался от своей чаши страдания и преисполнился ее содержимым. Так или иначе, иконы Спасителя Христа в Терновом Венце высоко ценится католической церковью.
«Святая Вечеря Господня»
Суть Святой Вечери, которой посвящена икона Спасителя Иисуса Христа, состоит в том, что Сын Божий собрал вокруг себя 12 апостолов и поделился с ними тем, о чем думает и что достоверно знает. За этим событием следует Евхаристия, которая приобщила учеников Христа к небесному Царству, определило их дальнейшее служение. Образ Спасителя играет не последнее значение.
«Страшный Суд»
Иконография Христа имеет долгую историю. Страшный суд ждет каждого. Человечество – живые и мертвые – предстанет перед ликом Всевышнего в момент Второго Пришествия Христа. Это событие определит судьбу каждого: кого будет ждать верная жизнь, а кого вечные страдания за греховное существование.
«Сретение»
Под Сретением обычно понимают встречу представителя рода человеческого (Симеона Богоприимца) и лик Младенца. В этот момент случилось признание воли Господа о воплощении Сына Его на земле. Эта икона служит святыней для тех, кто желает получить исцеление. Если молитва действительно заслуживает внимания, Господь обязательно исполнит просьбу, какой бы тяжелой она ни была. Иконография Иисуса Христа отводит иконе не последнее место.
«Спас Смоленский»
Икона представляет сюжет, где Христос стоит со Священным Писанием, а подле него на коленях стоят Александр Свирский и Варлаам Хутынский. Ее написали в 16 веке и до сих пор православные верующие приходят к ней, чтобы получить долгожданное благословение.
«Спас Нерукотворный»
Считается, что Спас Нерукотворный (изображение Христа) – икона, принадлежащая небесам. Дело в том, что она образовалась в тот момент, когда Христос обтер платом свое лицо. Это воистину поразительное событие не может не создавать атмосферу загадочности и реальности божественного начала. Образ считается одним из самых популярных. Ежегодно к нему приходит множество христиан, желающих понять суть любви Его.
«Спас Вседержитель с Державой и Скипетром»
Обычно, Иисус изображается со Священным Писанием. Но здесь иконы Иисуса олицетворяют Его царскую власть на земле. Особые красные одежды, скипетр и держава – царские регалии. Икона дополнительно подчеркивает изображение и статус Сына Божьего и его права на земное правление.
«Икона Вседержителя»
Здесь у Спасителя в левой руке Библия, а вторая благословляет человечество. Сюжет во многом перекликается с характером Христа, его неземной любви к роду человеческому. Располагающийся над головой нимб означает неземное происхождение, потому что только ангелы, святые и Сын Божий имеют право носить нимб. На вопрос «в чем помогает икона?» ответить не сложно. Ее помощь выражается в поддержке нуждающихся людей.
«Распятие Господа Иисуса Христа»
Наверное, самый запоминающийся сюжет из земной жизни Христа. Здесь наступает финал земного пути Спасителя. Перед лицом человечества и Господа, тот принял все страдания и доказал свое небесное происхождение. Даже после бесчисленных истязаний, он не отказался от человечества, продолжал любить его всем сердцем. Икона служит для искупления грехов. Люди молятся ей, чтобы очистить свою душу от греха.
Какой была внешность Христа
Достоверных письменных источников по этому поводу почти не сохранилось. Евангелисты совсем не описывают внешность Христа – по большей части потому, что иудаизм просто запрещал любые изображения, Бога или человека, отсюда неуместны были также словесные описания. Именно поэтому сведений о внешности Христа мало.
- В Средние века была известна латинская рукопись, которую приписывали прокуратору Публию Лентулу – предшественнику Понтия Пилата, управлявшему Иудеей. Согласно документу, адресованному Сенату Рима, «Иисус из Назарета» был высок ростом, статен, имел темные каштановые волосы ниже плеч, разделенные пробором, как было принято у назореев, открытый чистый Лик, голубые глаза. Впоследствии, однако, подлинность письма не раз подвергали сомнению, так как личность Лентула по документам не прослеживается (кстати, согласно им, до Пилата правил Палестиной Валерий Гратус, а не Лентул). К тому же текст наполнен множеством эпитетов (например, «прекраснейший из земнородных» — о Христе), которые не могли принадлежать язычнику.
- Еще одно описание внешности Господа позднее, его в IXвв. составил монах из Константинополя Епифаний. По его рассказу, восходящему, возможно, к каким-то древним церковным преданиям, Спаситель был «ростом… шести полных фут; русые имея волосы и не особенно густые, скорее напоминавшие колосья; брови же черные и не особенно согнутые; очи светлые и блестящие… с долгим носом, с русою брадою, имея длинные волосы — ибо никогда бритва не коснулась главы Его… с легким склонением выи, настолько, чтобы не вполне прямо держаться Ему во весь росте… лицо не круглое, но как у Матери Его, слегка суживающееся к низу…».
Одно из первых изображений Иисуса Христа с нимбом. Фрагмент росписей римских катакомб (катакомбы Коммодиллы, IV в
Именно таким выглядит Господь на образах того, да и более позднего времени.
История иконы
В Евангелии есть распространенный сюжет. С ним знаком каждый, даже те, кто далек от христианства. Это сюжет о смерти и воскресении Спасителя.
Напомним, что те времена были суровыми. Преступников судили по всей строгости. И это не пустые слова. Если задуматься, то крест не имел еще того живительного символизма, которым он обладает сегодня. Ранее, это было обычное устройство для казни особо страшных преступников. Иисус Христос оклеветанный завистниками, стал жертвой подобной казни.
Распятие Христа распространенный сюжет. К нему обращались не только иконописцы, но и художники. «Страсти Христовы» могут быть прослежены в работах Виктора Васнецова, Василия Верещагина, Эль Греко, Франсиско Го. И, тем не менее, живопись не способна в полной мере воплотить замысел иконы. Образ должен нести свет, привлекать на свою сторону заблудших и дарить откровение каждому желающему.
Сюжет и значение иконы распятия Иисуса Христа
Фон иконы «Распятие Иисуса Христа» является часто темным. Некоторые могут связывать эту деталь с символическим отображением мрачности данного события, однако, в действительности тут запечатлеваются подлинные события. Ведь, согласно свидетельствам, когда Христа распяли, дневной свет действительно померк – таково было знамение и именно этот факт и отражается на изображении.
Также фон может быть и диаметрально противоположным, торжественным – золотым. Хотя распятие и является печальным фактом (даже присутствующие помимо Христа на изображении люди, чаще всего изображаются с жестами скорби и скорбящими лицами) именно этот искупительный подвиг дает надежду всему человечеству. Поэтому также данное событие в конечном итоге является радостным, особенно для верующих.
Каноническая икона распятие Христа, как правило, включает в себя множество дополнительных фигур помимо главной. Особенно характерным является использование дополнительных персонажей и деталей для произведений, созданных до периода иконоборчества. Изображаются:
- Божья матерь – чаще всего по правую сторону от Спасителя;
- Иоанн Богослов – один из 12 апостолов и 4 евангелистов, с другой стороны от креста;
- два распятых рядом разбойника с каждой стороны, Рах, который уверовал прямо на распятии, стал первым человеком спасенным Христом и вознесшимся в рай;
- трое римских воинов – располагаются спереди снизу как бы под крестом.
Фигуры разбойников и воинов часто изображаются меньше других по размеру. Этим подчеркивается иерархия присутствующих персонажей, определяется, кто из них имеет большую значимость.
Также разница размеров в какой-то степени задает своеобразную динамику повествования. Ведь с давних времен икона, в том числе и распятие Господне являлась не просто изображением какого-то события, но и символом веры, кратким изложением основных деталей учения. Так икона могла становиться своеобразной альтернативой Евангелию, поэтому и говориться о повествовании через изображение.
На верхней части иконы «Распятие Иисуса Христа» по бокам располагаются две скалы. Они чем-то могут быть похожими на скалы, которые видны на многих иконах Крещение Господне, где символически указывают на духовное движение, подъем, но тут скалы выполняют другую функцию. Речь идет о знамении в период гибели Христа – землетрясении, которое проявилось именно тогда, когда Спаситель был распят.
Обратим внимание на верхнюю часть, где располагаются ангелы с распростертыми руками. Они выражают скорбь, но также присутствие небесных сил подчеркивает собой значимость данного события и переводит распятие Христа из простого земного дела, до феномена более высокого порядка
Продолжая тему значимости события распятия следует отметить икону, где остались только крест и основные детали. На более простых изображениях отсутствуют второстепенные персонажи, там, как правило, остаются только Иоанн Богослов и дева Мария. Цвет фона является золотым, который подчеркивает торжественность события.
Ведь речь идет не о каком-то распятом человеке, но о воле Господа, которая в итоге свершилась в акте распятия. Таким образом истина, которую утвердил Всевышний, воплощается на земле.
История образа
Рис. 2. Икона Спаса Нерукотворного является первой иконой, которую нам оставил чудесным образом Сам Господь, обмакнув свой светлый Лик платом. Точно не известно, когда появился образ Вседержи́теля. Известно лишь, что Его Лик был написан с образа Спаса Нерукотворного — первой иконы, которую, чудесным образом, оставил нам сам Господь Иисус Христос.
Образ этот был прославлен в IV веке, когда в катакомбах (первых христианских храмах) нашли несколько икон Спасителя, на которых Господь был изображён как отрок Эммануил, Добрый Пастырь и даже Орфей.
С IV века Господа стали изображать в виде Юноши в белых сияющих одеждах, окруженного святыми Апостолами. Чуть позже, в этом же веке, Его стали изображать в виде взрослого мужа с бородой. Одна рука Спасителя держит Книгу, другую Он простирает к народу. С V века Господа стали изображать Царём.
В те времена появилось много еретических учений, которые не признавали Спасителя как Бога. Последователи этих учений считали Его человеком, на которого сошёл Святой Дух.
На Вселенских Соборах эти еретические учения были опровергнуты и утверждены Догматы нашей веры в виде молитвы «Символ веры». Из Символа веры мы знаем, что Господь Иисус Христос имеет в себе две природы: божественную и человеческую, Он является Богочеловеком.
В VIII веке появились новые еретические учения, которые поддерживал император Лев III, будучи сам еретиком и иконоборцем. В эти времена последователей Христа преследовали, заключали и казнили, а иконы сжигали. Но Божией милостью, их победили и осудили святые отцы VII Вселенского Собора, а образ Господа Вседержи́теля ознаменовал истинность православной веры.
Рис. 3. Икону Господа Вседержи́теля часто размещают над куполом в центре храма.
Сейчас, по православной традиции, образ Господа Вседержи́теля размещается над куполом в центре храма, а также в центре иконостаса.
ДНИ ПОЧИТАНИЯ ГОСПОДА ИИСУСА ХРИСТА
Дни особого почитания икон Господа Иисуса Христа — это так называемые Господские праздники, то есть воспоминания о чудесах и событиях земной жизни Господа Иисуса. В дни «Спасов» любой небольшой образ Христа зачастую выносят на середину храма:
14 августа — первый день Успенского поста, Происхождение (то есть обретение и чествование) Дерева Животворящего Креста Господня. Его называют еще Медовым Спасом (к этому дню пчелиные соты наполняются медом и начинается его сбор, на который благословляют особой молитвой) и Мокрым Спасом (по крестьянской традиции в этот день чистили колодцы и совершали водосвятные молебны над ними)
19 августа — Преображение Господне, Яблочный Спас. Это важнейший Господский праздник, входящий в число ежегодных двенадцати великих праздников Церкви. В этот день Иисус Христос преобразился и просиял перед учениками, поэтому христиане часто ставят образ «Спаса в Силах», где изображен Господь в сияющих одеждах, на главное место в доме и в храме при неимении праздничной иконы Преображения. За Литургией в этот день освящают яблоки (по русской традиции, изначально в Византии освящали виноград), потому и праздник имеет такое название.
29 августа — Третий, Хлебный или Ореховый Спас, день памяти перенесения из Эдессы в Константинополь Нерукотворного Образа Христа. В этот день завершалась уборка хлеба и поспевали орехи, на сбор которых брали благословение крестьяне. После Литургии освящали домашний хлеб и пироги, испеченные из муки нового урожая.
«Спас Нерукотворный»: значение
У иконы достаточно интересная история создания. Она учит уповать на чудеса Господа и тот обязательно ответит на ваши молитвы.
История рассказывает нам о человека по имени Авгарь, который был поражен проказой. Страдая от нескончаемой боли, он посылает своего поверенного архивариуса Ханнана доставить Спасителю письмо. В нем он просил Сына Божьего прибыть в Едессу (Осроену) и исцелить его, ибо боль была чудовищная. Так как Ханнан был еще и художником, Авгарь просил в письме Христа о том, чтобы Он позволит запечатлеть его лик для ежедневного моления.
Явившись на место, Ханнан увидел, как вокруг Христа столпилась толпа людей, жаждущих чуда. Их было так много, что архивариус понял, что пробиться через них будет невозможно. Тогда он взобрался на высокий камень, который был выше толпы и принялся писать образ Божьего Сына, как того просил заказчик.
Энтузиаста было сложно не заметить. Спаситель понял, в чем дело, и попросил воды умыться. Лицо свое Он вытер платом (ткань), на котором оттиском остался лик Спасителя. Этот дар Богочеловек вручил Ханнану с ответным письмом, сказав, что лично Он не может явиться в Едессу (Осроену), так как еще не выполнено задание, по причине которого Его послали в мир смертных. Тем не менее, тот уверил, что вместо Него придет ученик.
Архивариус в целости и сохранности доставил лик Спасителя. Авгарь отблагодарил его и начал молиться. К счастью, прокаженный понял, что проказа отступила. Боли прекратились, но ее следы оставались на лице. Тогда после Пятидесятницы жилище больного посетил тот самый ученик Христа – апостол Фаддей. Прибыл он для того, чтобы окончательно исцелись Авгаря и крестить его. Тот согласился, и остаток жизни прожил в праведности и благочестии.