Кукла – индеец

КУКЛЫ КАДИУВЕО

Целью данной работы является изучение бытования кукол у индейцев кадиувео. Имеющиеся у нас источники позволяют рассматривать это явление лишь в период времени, ограниченный концом XIX — первой половиной ХХ в.

Индейцы кадиувео являются представителями языковой семьи гуайкуру, некогда наиболее распространенной в области Чако. К середине ХХ в. единственными сохранившимися племенами этой семьи, кроме кадиувео, были тоба, пилага и мокови. Племя кадиувео входило в достаточно многочисленную группу племен мбайя, насчитывавшую во второй половине XVIII в. 7-8 тысяч человек, численность которой к 1872 г. сократилась до 850 человек. В дальнейшем численность индейцев этой группы племен продолжала сокращаться, и к середине ХХ в. кадиувео остались единственными ее представителями, которых насчитывалось 150 человек.

В указанный период времени кадиувео, обитавшие в области Чако до середины XIX в., уже переселились на территорию Мато Гроссо, где правительство Бразилии выделило им место под резервацию. На территории резервации возникло три стационарных поселения, одно из которых представляло собой пост «Службы защиты индейцев». Индейцы проживали как в этих поселках, так и во временных поселениях, разбросанных по всей резервации. Основу их хозяйства продолжала составлять охота, продукты которой часто шли на продажу. Рыболовство и собирательство также сохраняли важную хозяйственную роль. Попытки бразильского правительства привить им навыки земледелия и скотоводства до середины ХХ в. терпели неудачи, хотя вокруг постоянных поселений существовали небольшие обрабатываемые поля, за работу на которых кадиувео получали небольшую зарплату от управляющего постом.

Религиозные представления кадиувео описаны в источниках достаточно фрагментарно. Опираясь на сведения, содержащиеся в них, можно предположить, что во второй половине ХХ в. религиозные воззрения кадиувео представляли собой сплав древних верований и христианских представлений. В их основе — вера в существование злых и добрых духов, наличие души у человека и животных, возможность с ними общаться и управлять ими, что позволяет говорить о развитых анимистических представлениях у кадиувео. С другой стороны, подвергаясь в течение нескольких веков воздействию христианских миссионеров, кадиувео восприняли и заимствовали некоторые аспекты их религии. В частности, христианских святых призывали в качестве помощников шаманы. Тем не менее, во второй половине ХХ в. большая часть кадиувео оставалась некрещеной, и многие из них никогда не посещали церковной службы.

Главными посредниками в общении кадиувео с миром духов и богов продолжали оставаться шаманы, к помощи которых прибегали чаще всего в случае болезни. К сожалению, имеющиеся источники не позволяют достоверно говорить о том, сохранили ли шаманы такие функции как обеспечение удачной охоты или хорошей погоды, о которых упоминал С. Лабрадор во второй половине XVIII в., или они свелись в основном к заботе о больных и защите людей от злых духов (Oberg K., 1949. — P. 55, 63-64). Во всяком случае, исследователи ХХ в. отмечали именно этот аспект деятельности шаманов. Отношение к шаманам было весьма настороженным, поскольку, «кроме умения вылечивать, они обладали силой насылать пагубу на человека» (Фиельструп, 1999. — С. 196).

Религиозные верования кадиувео нашли свое отражение в фольклоре этого племени. Известны представления о божестве по имени Оноенгроди (Onoengrodi), выведшем кадиувео на поверхность из-под земли (Folk Literature, 1891. — P. 3), о шаманских путешествиях на небо (Folk Literature, 1989. — P. 57) и в «другой» мир (Folk Literature, 1989. — P. 56, 58) для встречи с божеством и получении от него силы, о жизни после смерти (Folk Literature, 1989. — P. 59).

Популярные статьи  Рулонные шторы на балкон: выбор крепления и дизайна. Полезные советы для обновления интерьера

Влияние религиозных представлений также, вероятно, сказалось и на отношении кадиувео к антропоморфным изображениям, среди которых особое место занимают куклы.

Литература

Аркин Е.А. Ребенок и его игрушка в условиях первобытной культуры. — М., 1935. — 95с.Леви-Стросс К. Печальные тропики.М., 1994. — 320 с.Ожегов С.И. Словарь русского языка. — М., 1968.Павлинская Л.Р. Игрушка и мир ребенка в традиционных культурах Сибири // Традиционное воспитание детей у народов Сибири. — Л., 1988. — С. 222-252.Тайлор Э.Б. Первобытная культура. — М., 1989.Фиельструп Ф.А. Путь по реке Парагваю к кадиувео // Курьер Петровской Кунсткамеры. — СПб., 1999. — Вып. 8-9. — С. 183-200.Художественная культура первобытного общества. — СПб., 1994.Doll // Encyclopedia Americana. — N.Y., 1966. — Vol. 9. — P. 235.Folk Literature of Caduveo Indians. — L.A., 1989.Oberg K. The Terena and the Caduveo of Southern Mato Grosso, — Brasil., Washington, 1949. — 72 p.

Работа опубликована в сборнике: Культурология традиционных сообществ: Конкурсные работы молодых ученых / Отв. ред. М.Л. Бережнова. — Омск: Изд-во Омск. педагогическ. ун-та, 2002. — С. 35-46.

Оцените статью
""