Комплексная слуховая тренировка (КСТ)
Другая форма сенсорной интеграции с применением звуков это Комплексная Слуховая Тренировка (КСТ), хорошо известная своим применением при аутизме. Была разработана французским доктором Гаем Берардом после его работы с доктором Томатисом в конце 1950-х годов, успешно применялась при сенсорных нарушениях, а также классическом аутизме: ДЦП, СДВ (синдром дефицита внимания), дислексия, познавательная дисфункция, расстройство Торетта, растройство Ретта и др.
Согласно доктору Берарду, работа КСТ заключается в тренировке мыщц среднего уха. Она стимулирует область мозга, относящуюся к слуховым проходам. Это нормализирует реакцию мозга на сенсорное воздействие и, таким образом, улучшает реакцию организма на сенсорную перегрузку. Как и Метод Томатиса КСТ дает языковое улучшение, социальное взаимодействие, нормальное социальное поведение, спокойствие, улучшает двигательную координацию, равновесие, повышает концентрацию внимания, уменьшает отвлекаемость.
Основа программы КСТ – это 10 часов прослушивания специально подготовленной музыки, по полчаса два раза в день в течение 10 дней. Программу можно повторять многократно. Как и Методе Томатиса музыка имеет специфические отфильтрованные частоты, согласно определенным нуждам человека, но технологии фильтрации отличаются. Звуки поступают через прибор, называемый Аудиокинетрон или Цифровое Слуховое Аэробное устройство.
Для получения более подробной информации о КСТ см. www.aitinstitute.com
Успех программы требует установления с самого начала четко определенных целей для каждого отдельного ребенка, утверждает Мадол. Цели варьируются в зависимости от возраста ребенка, характера и серьезности его проблемы. «Существует золотое правило в работе с детьми с языковыми и коммуникативными проблемами: чем раньше, тем лучше», говорит он. Он убеждает родителей проконсультироваться со специалистом по слуховым тренировкам, когда их ребенку исполнится два года (в случае, если они обнаружили проблемы), а не ждать официально подтвержденного диагноза, который обычно ставят ближе к трем годам. «Обычно проходит полтора года или больше после начала симптомов», отмечает Мадол и добавляет, что чем раньше начать лечение, тем эффективнее оно будет.
В общем, дети, которые начинают слуховые тренировки от двух до трех лет могут достичь очень хороших, а иногда и поразительных результатов, говорит Мадол
Результаты детей 4-6 лет тоже часто очень хорошие; у детей постарше результаты уже не такие хорошие, но не во всех случаях, принимая во внимание Шона, который начал тренировки в возрасте семи лет. Что касается быстрого получения предъязыковых навыков, 80-90 % детей успешно развиваются в этом направлении. Эти навыки включают невербальные коммуникативные навыки, цель общаться, желание общаться, гибкость, спонтанность, социализацию, игривость, выражение эмоций и долгую концентрацию внимания
Некоторые дети используют голос и поизносят слова, но не факт, что это станет речью.
Еще одно золотое правило при лечении аутизма, говорит Мадол, это помнить о том, что слуховые тренировки дают лучшие результаты у тех детей, которые раньше говорили, а затем потеряли дар речи, как будто его и не было. Главный показатель успеха для всех детей – это слуховые тренировки, они улучшают предъязыковые навыки, готовят детей к более традиционным формам вмешательства – терапевтического и образовательного. «Наша работа намного облегчает обычные методы лечения, речевую терапию в частности. Ребенок становится подготовленным, потому что знает, что такое язык», говорит он.
ЭЛЕКТРОННОЕ «УХО»
Предлагаемая схема предназначена для прослушивания разговоров в помещениях на небольшом расстоянии. Чувствительности микрофона хватает для уверенного восприятия слабого звука (шепот, тихий разговор) на расстоянии 3. 4 м от микрофона. Дальность действия устройства — около 50 м (при длине антенны передатчика 30. 50 см). Схему передатчика желательно уменьшить до минимальных размеров (чтобы его не было видно). При использовании устройств ва на небольших расстояниях (до 15 м) питание можно снизить до 1,5. 3 В. Питать передатчик желательно от малогабаритных элементов. Ток потребления устройства составляет 3. 4 мА.
Рисунок не помещается на странице и поэтому сжат! Для того, чтобы просмотреть его полностью, щелкните здесь.
Рабочая частота передатчика — 66. 74 МГц. Катушка LI — содержит 6 витков провода ПЭВ-2 0,5 мм и намотана на каркасе диаметром 4 мм с шагом намотки 1. 1,5 мм. Частота генератора на VT2 изменяется сдвиганием (раздвиганием) витков катушки L1.
Сначала о настройке. Номиналы конденсаторов С1 и С2 следует подбирать в пределах 4,7. 33 мкФ до получения наилучшего качества сигнала и максимальных чувствительности и девиации частоты. Резисторы R1 и R2 следует подбирать в пределах 330. 420 кОм и 4,7. 9,1 кОм соответственно для получения наилучшего качества. Транзистор VT1 следует выбирать с наибольшим коэффициентом усиления по току. Вместо С4 после настройки можно включить постоянный конденсатор. Если увеличивать сопротивление резистора R3,будет увеличиваться девиация частоты, что ведет к увеличению чувствительности, но при этом уменьшается выходная мощность. Конденсатор С5 подбирается в пределах I. 3,3. 8 пФ для нормального запуска ВЧ-генератора при изменении напряжения питания от 3 до 10 В.
А теперь о доработках. Если антенну подключить непосредственно к коллектору VT2, минуя С6, то увеличится мощность и дальность действия устройства. Если варикап КВ109 заменить на варикапную матрицу КВС111 (А. В), использовав из нее только один варикап, то немного увеличится качество модуляции. Вместо микрофона МКЭ-3 (ВМ1) можно использовать двухконтактные микрофоны, например от импортных магнитофонов или телефонов, включив их по схеме рис.2.
П416 можно заменить на любой другой ВЧ-транзистор, но при этом, возможно, понадобится изменить (подобрать экспериментально) параметры катушки L1.
ЭЛЕКТРОННОЕ ЗАЖИГАНИЕ №1 ЭЛЕКТРОННОЕ ЗАЖИГАНИЕ №2 Электронное реле включения вентилятора охлаждения Электронное сердце на таймере 555 Электронное светодиодное сердце на микроконтроллере ПРОСТО ТЕЛЕФОН МИКРОФОННЫЕ УСИЛИТЕЛИ Выносной микрофон с питанием от линии связи ИСТОЧНИКИ ПИТАНИЯ ПЕРЕГОВОРНЫХ УСТРОЙСТВ
Ухо как формирование человеческого сознания
Этот эксперимент и большой клинический опыт доктора привели его к выводу, что в формировании человеческого сознания самым важным органом является именно ухо. До этого различные доктора, учёные, которые раньше исследовали этот орган, приписывали ему единую функцию – слышать. И лишь Томатис пришёл к выводу, что ухо играет не только эту роль.
Исследования показали такой результат: колебания, которые воспринимаются самим ухом, производят стимуляцию нервов внутреннего уха. При этом они становятся электрическими импульсами и всевозможными путями проникают в сам мозг.
Кое-какие из них направляются в слуховые центры. Именно их мы принимаем в качестве звуков, а остальные образовывают в мозжечке электрический потенциал, функция которого заключается в контроле сложных движений, равновесия в целом. После, эти импульсы направляются в висцеральный мозг.
Он отвечает за человеческие эмоции, контролирует образование разных биохимических веществ в организме. Одними из таких веществ являются гормоны, которые оказывают на наш организм значительное воздействие.
Звуком образуется электрический потенциал, который проникает в кору головного мозга. Она в свою очередь заведует высшими функциями сознания. Всё это объясняет то, что любой услышанный звук имеет огромное влияние на мозг и все тело в целом.
Метод Томатиса: Слух и Аутизм
Специалист по слуху Пол Мадол работает с детьми-аутистами уже сорок лет и использует метод Томатиса, чтобы помочь им развить слух. По его мнению, нарушение способности слушать, которая отличается от слуха, является основным нарушением при аутизме.
Слушание, как и зрение – пассивное действие. Звуки или изображения просто воспринимаются нашими ушами и глазами. Однако, как объясняет Мадол, слух, как и зрительное восприятие, требует действия, цели, мотивации и фокуса. Чтобы услышать что-либо, мы должны сфокусировать свои уши на звуке, а чтобы увидеть – сфокусировать свои глаза на объекте. По словам Мадола человек с аутизмом внутренне изолирован, имеет трудности в общении, что мешает его способности сосредотачиваться на чем-либо.
Для каждого, кто сталкивался с аутизмом, понятно, что это коммуникативное нарушение, но Мадол ссылается на кое-что другое, что внешне никак не проявляется. «Моя точка зрения такова, что аутичному ребенку трудно общаться с окружающими, потому что ему трудно общаться с самим собой. Он получает информацию из окружающей среды — изображения, звуки и прикосновения, но у него нет чувства собственного я».
Без чувства самого себя ребенок не может систематизировать и понять изображения, звуки и прикосновения, которые он получает, таким образом, происходит путаница и подавление чувств, которые аутист пытается выразить. Мадол удачно подобрал музыкальную метафору для иллюстрации проблемы. «Если бы различные чувства были музыкальными инструментами, у аутистов эти инструменты не имели бы дирижера. Они не могут сыграть что-либо совместно, что мешает вам идти к высшей функции, языковой функции. По мнению Томатиса, ухо это дирижер. Когда я говорю об ухе, я имею в виду орган чувств и все его соединения с нервной системой и всем телом».
Потенциальная польза от Метода Томатиса
Следующие улучшения могут наблюдаться после использования Метода Томатиса при аутизме:
улучшение языковых навыков
использование местоимения «Я», когда говорит о себе, вместо употребления местоимения в третьем лице
растет желание общаться
улучшаются социальные навыки
первым идет на контакт
лучше следует указаниям
становится менее агрессивным
меньше повторяющегося поведения
улучшается зрительный контакт
больше интересуется людьми и окружающим
улучшаются слуховые навыки
улучшается чувственная интеграция
повышается гиперчувствительность к звукам
немного уменьшаются приступы гнева
дольше фокусирует внимание
уменьшается защита от прикосновений
уменьшается жестокость
увеличивается нежность
появляются предпочтения в еде
меньше капризничает за столом
можно научить проситься в туалет
лучше представляет самого себя
Что такое метод Томатиса?
В сенсорной технике интеграции Метод Томатиса это слуховая тренировка и звуковая стимуляция. Это лечебное вмешательство в нарушения слухового восприятия, проблему внимания, обучения, речевые задержки и проблемы в общении, имеющие место в спектре аутистических расстройств. Это определение французский физик Альфред А. Томатис дал в начале 1950-х годов, когда началась его работа с оперными певцами, которым он помогал улучшить контроль над своим голосом и расширить его диапазон.
Устройство фильтрации музыки и звуков, которое он изобрел, называется Электронное Ухо. Оно стало основой его метода и приносит большую пользу в качестве тренировочного оборудования для ушей детей с задержками и нарушениями в развитии, такими как аутизм и не обучаемость. Доктор Томатис определяет Электронное Ухо как «симулятор прослушивания высокого качества». Более конкретно это система усиления и фильтрации звуков, случайным образом изменяющая частотный спектр источника звука, которым может быть музыка или голос. Звук поступает методом пульсации, целью которого является тренировка уха. Таким образом, слуховая тренировка дает уху хорошую нагрузку. Во время тренировки человек надевает наушники, которые соединяются длинным проводом с Электронным Ухом. Что касается детей, они могут свободно двигаться и играть во время тренировки.
Метод Томатиса основан на том, что слух улучшается за счет тренировки уха и стимуляции нервной системы, а с помощью записанных отфильтрованных звуков улучшается обучаемость, языковые и коммуникативные навыки, так же как и способность к социальному взаимодействию. Помогая ребенку учиться слушать, мы пробуждаем в нем ощущение самого себя. Это позволяет ему интегрировать свой внутренний мир, а затем появляется способность общаться и контактировать с окружающим миром. Мадол, директор Центра Слуха в Торонто, Канада (самый старый центр Томатиса в Северной Америке), наблюдал слуховые тренировки, которые привели к таким изменениям у многих детей. От 30 до 40 детей-аутистов приходят в Центр каждый год.
Шон: как он стал тем ребенком, каким должен быть
Шон приехал в Центр Слуха из Северной Африки. Ему было семь лет и он страдал тяжелой формой аутизма. Перед тем как в три года ему поставили диагноз, доктор провел тесты на слух, т.к. поведение ребенка указывало на то, что он глухой. Шон никогда не говорил. (Мадол отмечает, что большинство аутичных детей, которых он наблюдал, начинали говорить, а потом утрачивали эту способность). В случае с Шоном, его родителям было трудно понять чего он хочет. Он не мог говорить с ними, даже с помощью жестов, хотя бы указать на что-то или применить другие невербальные приемы.
В то время, когда он зрительно ни с кем не контактировал и был замкнут, он был аутистом гипер-типа, кричал, надрывая легкие, и проявлял гиперчувствительность к звукам и прикосновениям. Как и большинство аутичных детей, он очень тяжело поддавался правилам. Он устраивал ужасные истерики, если что-то было не по нему. Его тактильная защита проявлялась в том, что он не давал себя потрогать, подстричь его волосы или почистить его зубы. Он также проявлял пищевую чувствительность, мало ел, и был чересчур капризным во время приема пищи. Кроме того, он плохо спал.
История Шона хорошо иллюстрирует, чего можно достичь с помощью слуховых тренировок, потому что он приехал из страны, где очень мало сделано для аутичных детей, по словам Мадола. После первой тридцати часовой программы звуковой стимуляции семья вернулась домой и продолжила делать то же самое, что делала до этого, а это было лишь малой частью профессиональной и речевой терапии. Помощь, доступная им, была ограничена, и они не соблюдали специальную диету и другие приемы, которые используют люди в Северной Америке. В результате эффекты от слуховых тренировок были более четкими, чем в других случаях.
Хотя Шон был невосприимчив к окружающему миру, он мог с легкостью пройти по бревну на высоте семи футов и шириной всего в 8 дюймов, по словам его родителей. Возможно, ему было легко это сделать, потому что у него не было чувства страха и осознания возможных последствий. В любом случае, он явно не имел тех проблем с равновесием и движениями, какие были у Тимми. Это указывает на то, что вестибулярный аппарат аутичных детей может хорошо работать в одном направлении, например в равновесии, но не в области общения, например, это отсутствие зрительного контакта и указаний.
Обычно Шон проводил два часа в день на звуковой стимуляции в течение 15 дней. В первые 10 часов он слушал нефильтрованную музыку Моцарта, а затем «коктейль» звуковой стимуляции из постепенно фильтрующейся музыки с получасовыми периодами фильтрованного голоса его мамы.
После первой недели (15 часов) с ним удалось наладить небольшой зрительный контакт — удивительная и приятная неожиданность для его родителей. Шон демонстрировал небольшой контроль над своими порывами — вместо того, чтобы сразу устраивать истерики, когда его о чем-то просят, он задумывался на несколько секунд.
После второй недели (30 часов) в его голосе стало больше модулирования и больше «жаргонизмов», что означало его попытки применить выражения, которые по звучанию похожи на языковые. Как было отмечено ранее, употребление жаргонизмов – важный шаг в языковом развитии. «Даже если ему семь лет, он все равно должен пройти через этот шаг», утверждает Мадол. Шон также стал легко и быстро подчиняться
Это указывало на его умственную адаптируемость и на то, что он обращал внимание на что-либо, а вместе это требует восприимчивых слуховых навыков.
Альфред Томатис — лечение детей
Огромное значение этот метод имеет в лечении детей. В результате его использования происходит запуск речи у не говорящего ребёнка. Также улучшается фонематическое восприятие. Прогрессирует обучение навыкам чтения и письма.
На данный момент по всему миру открыто огромное количество центров. Их насчитывается больше трёхсот. Они пользуются значительным спросом. Эти центры занимаются лечением по методу Томатиса.
Там проводятся различные тренинги и консультации. Всю работу организуют специалисты, которые досконально разбираются в этом методе и готовы помочь каждому, кто к ним обратился.
Альфред Томатис и его теория слуха
Эта теория твердит, что во время внутриутробного развития ребёнок слышит звуки, которые после рождения ему приходится слышать. Такими звуками являются мамин голос, её дыхание, биение сердца и т. п. Находясь в животе мамы, его ушки наполнены анатомической жидкостью. Эта жидкость намного лучше проводит звук, нежели воздух.
Исследуя этот вопрос, доктор использовал ванну, микрофоны, динамики. Он заклеивал динамики и микрофоны защитной плёнкой и опускал в ванную с водой. Потом включал запись, на которой производились звуки, созданные работой внутренних органов женщины. Это была некая фильтрация звука, который проходит через плаценту матери.
После проведённого эксперимента все полученные данные были тщательно исследованы. Как оказалось, большая часть спектра звуков была свыше 8 000 Гц.
Юный техник 1981-07, страница 83
для того, чтобы даже после восстановления «противником» заграждения (сращиванием проводников) звуковой сигнал не прерывался. В исходное состояние устройство приводят кратковременным отключением питания выключателем В1.
Транзисторы могут быть любые из серий МП39—МП42, но с коэффициентом передачи тока не менее 20 (Т1) и 50 (Т2). Резисторы — МЛТ-0,25, конденсатор CI — К50-6, С2 — МБМ, СЗ — БМТ. Трансформатор Тр I — выходной от радиоприемника «Сел-га» или от другого малогабаритного транзисторного приемника с двухтактным усилителем низкой частоты.
Налаживание устройства сводится к проверке его работы с проложенным и подключенным к зажимам Гн1, Гн2 заграждением и подбору резистора R2 (если это понадобится) с таким сопротивлением, чтобы транзистор Т1 был надежно открыт (напряжение на его коллекторе должно быть возможно ближе к нулю).
Слабые шорохи или негромкий разговор на расстоянии десятков метров поможет услышать элект-тронное устройство, схема которого приведена на рисунке 12. Оно представляет собою высокочувствительный усилитель низкой частоты, собранный на трех транзисторах. Ко входу усилителя подключен микрофон Мк1, а выход усилителя нагружен на головные телефоны Тф1.
Сигнал с микрофона подаете» через конденсатор С2 на первый каскад усиления, собранный на транзисторе Т1. Это эмиттерный повторитель, позволяющий лучше согласовать выходное сопротивление микрофона с входным сопротивлением усилителя. Нагрузкой эмиттерного повторителя является переменный резистор R2, ко
торый выполняет одновременно роль регулятора усиления.
С движка переменного резистора сигнал подается через конденсатор СЗ на базу транзистора Т2 следующего каскада. Этот каскад обладает сравнительно высоким коэффициентом усиления. Смещение на базе транзистора задается резистором R3. Для стабилизации работы каскада при изменении окружающей температуры в цепи эмиттера поставлен резистор R5. А чтобы этот резистор не создавал отрицательной обратной связи по переменному току, он за-шунтирован конденсатором С5.
С нагрузки каскада (резистор R4) сигнал подается далее через конденсатор С4 на выходной каскад, собранный на транзисторе ТЗ. Здесь также введена стабилизирующая цепочка в цепи эмиттера, состоящая из конденсатора С6 и резистора R8. Смещение на базе транзистора задается резистором R7. Нагрузкой каскада являются головные телефоны Тф1.
Питается усилитель от источника постоянного тока напряжением 9 В. Поскольку усилитель потребляет небольшой ток, источником питания может быть батарея «Крона» или аккумулятор 7Д-0,1. Не исключено, конечно, применение двух батарей 3336Л, соединенных последовательно Для предотвращения возможного самовозбуждения усилителя по цепи питания между двумя первыми каскадами и выходным включен фильтр RC из резистора R6 и конденсатора С1.
Транзисторы желательно применить с возможно большим коэффициентом передачи тока и минимальным обратным током коллектора — от этого во многом зависит чувствительность электронного «уха». Подойдут и другие ма-лошумяшне низкочастотные транзисторы структуры р-п-р с большим коэффициентом передачи тока. Постоянные резисторы — МЛТ-0,25, переменный R2 — типа ТКД, спаренный с выключателем