Русская народная сказка
Назад тому лет двести, а может быть, и побольше, когда люди еще далеко не были настолько умны и плутоваты, как теперь, случилось в небольшом городке диковинное происшествие.
Одна из очень больших сов залетела ночью из соседнего леса в житницу одного из горожан и на рассвете не решалась выйти из своего укромного уголка из опасения, что при вылете ее, как и всегда, птицы поднимут страшный крик.
Когда поутру слуга заглянул в житницу, чтобы достать из нее соломы, он так перепугался, увидев в углу сову, что тотчас выбежал, бросился к хозяину и возвестил ему: «В житнице сидит чудовище, какого я в жизнь свою не видал, — глазами ворочает и каждого живьем проглотить готово». — «Знаю я тебя, — сказал ему хозяин, — за черным дроздом в поле гоняться — на это ты мастер; а к дохлой собаке без палки не подойдешь. Сам пойду посмотрю, что ты там за чудовище открыл», — и храбро пошел в житницу и стал кругом озираться.
Но, увидев диковинную и некрасивую птицу своими собственными глазами, и он тоже перепугался не меньше, чем его слуга.
В два прыжка очутился он у соседей и стал их умильно просить, чтобы они оказали ему, помощь против невиданного и опасного зверя; а не то оно, мол, как вырвется из его житницы да накинется на город, так городу грозит великая опасность.
Поднялся шум и крик по всем улицам; горожане собрались с вилами, косами и топорами, словно навстречу врагу; явились и ратманы с бургомистром во главе. Построившись на площади рядами, они двинулись к житнице и окружили ее со всех сторон.
И выступил из рядов самый мужественный из всех горожан, и с копьем наперевес вступил было в житницу…
Но тотчас же выскочил из нее, бледный как смерть, закричал — и слова выговорить не мог.
Еще двое пытались туда войти, но и тем не повезло. Наконец, выступил вперед высокий здоровый мужчина, который был известен своими военными подвигами, и сказал: «Вы не выгоните оттуда чудовища одним взглядом; тут надо взяться за дело толком, а вы все, как я вижу, оробели и сунуться поближе не смеете».
Он приказал принести себе латы и шлем, меч и копье и вооружился, как следует.
Все похваляли его необыкновенное мужество, хотя многие и опасались за его жизнь.
Но вот две створки ворот житницы были широко открыты, и все увидели сову, которая тем временем уселась на одной из поперечных балок.
Воин приказал принести лестницу, и когда он на нее занес ногу, собираясь лезть вверх, то все стали кричать ему: «Смелее! Смелее!» — и призывали на помощь ему Святого Георгия, который убил дракона.
Когда же он поднялся по лестнице и сова увидела, что он до нее добирается, да к тому же и криком была перепугана и не знала куда деваться, она повела глазами, взъерошила перья, захлопала крыльями, защелкала клювом и глухим голосом взвыла: «Шуху! Шуху!»
«Вперед! Вперед!» — кричала с надворья толпа, ободряя храброго воина.
«Кто на моем месте был бы, тот не очень бы крикнул: вперед!» — отвечал им воин.
Однако же и еще поднялся на одну ступеньку, но задрожал и почти без сознания спустился наземь.
И вот, наконец, никого не осталось, кто бы решился подвергнуть себя страшной опасности. «Чудовище, — так говорили все, — одним своим дыханьем отравило и нанесло смертельную рану храбрейшему из нас, неужели же мы, остальные, дерзнем тут ставить свою жизнь на карту?»
Стали совещаться, что им делать, чтобы не погубить весь народ. Долгое время совещание не приводило ни к чему, пока, наконец, бургомистру не пришла превосходная мысль. «По-моему, — сказал он, — нам следует из общей складчины откупить у хозяина эту житницу со всем, что в ней хранится» — с зерном, с сеном и соломой, и, обеспечив его от убытков, сжечь эту житницу дотла! Тогда, по крайней мере, не надо никому свою жизнь подвергать опасности. Тут уж нечего и рассуждать, и скупость в данном случае была бы неуместна».
Все согласились с ним.
И вот житницу зажгли с четырех углов, и с нею вместе сгорела и сова.
Не веришь? Сам туда сходи да хорошенько выспроси.
Если вы хотите найти другую сказку почитать, смотрите все детские сказки список
VN:F
please wait…
Rating: 4.2/5 (28 votes cast)
VN:F
Rating: +9 (from 29 votes)
Сказка про сову, 4.2 out of 5 based on 28 ratings
Помощь
В два прыжка очутился он у соседей и стал их умильно просить, чтобы они оказали ему, помощь против невиданного и опасного зверя; а не то оно, мол, как вырвется из его житницы да накинется на город, так городу грозит великая опасность.
Поднялся шум и крик по всем улицам; горожане собрались с вилами, косами и топорами, словно навстречу врагу; явились и ратманы с бургомистром во главе. Построившись на площади рядами, они двинулись к житнице и окружили ее со всех сторон.
И выступил из рядов самый мужественный из всех горожан, и с копьем наперевес вступил было в житницу…
Но тот час же выскочил из нее, бледный как смерть, закричал — и слова выговорить не мог.
Сжечь
Стали совещаться, что им делать, чтобы не погубить весь народ. Долгое время совещание не приводило ни к чему, пока, наконец, бургомистру не пришла превосходная мысль. «По-моему, — сказал он, — нам следует из общей складчины откупить у хозяина эту житницу со всем, что в ней хранится» — с зерном, с сеном и соломой, и, обеспечив его от убытков, сжечь эту житницу дотла! Тогда, по крайней мере, не надо никому свою жизнь подвергать опасности. Тут уж нечего и рассуждать, и скупость в данном случае была бы неуместна».
Все согласились с ним.
И вот житницу зажгли с четырех углов, и с нею вместе сгорела и сова.
Не веришь? Сам туда сходи да хорошенько выспроси. Вот и сказке Сова конец, а кто слушал — молодец!
О чем сказка Бианки – сюжет
Один старик пил чай. Да не просто на воде, а с молоком. Мимо пролетала сова. Она поздоровалась со стариком и назвала его другом. Старик обиделся, ведь сова от солнца и людей прячется, поэтому и другом ему не может быть.
Сова тоже рассердилась и пригрозила, что больше не будет по ночам к старику на луг летать и мышей истреблять.
Настала ночь. Мыши на лугу радуются, что совы не видать. Старик же не переживает, ведь мыши корову не утащат, вреда не сотворят.
А мыши тем временем шмелей ловят, гнезда их разрушают. Шмели разлетелись. Некому клевер опылять. Коровы мычат, хотят клеверу поесть, но нет его.
Стали коровы худеть, и молоко плохим стало. Пригорюнился старик, не с чем ему чай пить. На соседних полях шмели гудят, а поле старика словно позабыли.
Понял старик, что пока сова всех мышей не истребит, не вернутся шмели, не зацветет клевер, не будут коровы молоко давать. Обратился он к сове за помощью. Сова полетела на поле, мыши тут же спрятались. Вернулись шмели, стали клевер опылять.
Коровы начали клевер есть, у них появилось молоко. А старик опять начал чай с молоком пить, хвалить сову и зазывать ее к себе в гости.
Идея сказки выражена в следующей пословице: “Дружно – не грузно, а врозь – хоть брось”.
Сказки про сову
Чтобы познакомиться еще поближе с этой удивительной птицей можно сходить в зоопарк, а еще почитать литературу или посмотреть познавательные фильмы или мультфильмы про сов.
Сова как герой сказок, фильмов и мультфильмов
Конечно же, первое, что приходит на ум — это «». Помните умную очаровательную сову из этого произведения?
https://youtube.com/watch?v=Bn5swOZ1EYk
Также ознакомьтесь с прекрасным у Виталия Бианки. Интересная сказка про сову есть у Фредерика Волота «». Прочесть о сове можно и у Андрея Усачева «». А вспомните современную историю о . Там тоже мы можем увидеть сов.
Из мультфильмов можно назвать современные «Легенды ночных стражей», «Уроки Тетушки Совы», «Смешарики» и старый советский мультик «Мальчик шел, сова летела…». Ниже в плейлисте мы постарались собрать самые известные и самые интересные мультфильмы про сову:
https://youtube.com/watch?v=Q84eV-iGdnc
В заключение стоит сказать еще и о роли совы в жизни человека. Хищная мудрая птица помогает людям в лесу и в сельском хозяйстве. Поэтому наша с вами задача охранять птичку и не допустить ее исчезновения.
Рассказ про сову
Доклад о сове 2 класс может использовать для подготовки к уроку. Составить интересный рассказ о сове Вы можете с помощью поданных вариантов.
Рассказ про сову 2 класс
Сова хищная и загадочная птица. В сказках и легендах выступает символом мудрости и волшебства У сов много видов, обитающих на просторах всего мира, от холодных северных ледников до пустынь и болот. Совы ведут ночной образ жизни, охотясь в основном на мелких грызунов У сов отличное зрение и слух, они бесшумны в полете из за особенностей оперения.
Рассказ про сову 2 класс окружающий мир
Сова — символ учебы и мудрости, спутник богини Афины. Именно совы чаще всего встречаются на греческих монетах.
Сова – удивительная птица: таинственна, красива и выразительна. Сова отличается своими большими ушами и глазами, необычным клювом, пушистыми перьями и плоским лицом.
Кроме этого, она издает забавные звуки, причем, каждый вид производит свой собственный. Живут эти особи чаще уединенно, но иногда они собираются в стаи, которые называют «парламент».
Сова – хищная птица. Питается большим разнообразием добычи: млекопитающими, другими птицами, рептилиями и насекомыми.
Совы, как и другие птицы, не могут жевать, потому как у них нет зубов. Они глотают пищу целиком.
Сова – единственная птица в природе, уши которой состоят только из складок кожи. К тому же, уши расположены несимметрично. Это позволяет наиболее точно определить направление на источники звука, а точность определения звука феноменальна – около одного градуса по горизонтали и вертикали.
Далеко не все особи, вопреки стереотипам, ведут ночной образ жизни. Некоторые виды охотятся и бодрствуют днем, некоторые, как карликовые совы, активничают утром либо на закате. Живут эти птицы в различных местах, почти во всех регионах земного шара, кроме большей части Гренландии, Антарктиды и нескольких отдаленных островов.
Часть сов перелётная, часть – оседлая. Своих гнезд они не строят, селятся часто в нишах скал, дуплах, старых гнёздах хищных птиц. Яйца у них круглые, глянцевые и чисто-белого цвета. Птенцы, как часто это бывает у птиц, появляются на свет беспомощными и слепыми, с белым пухом по всему тельцу, который со временем заменяется на пуховое оперение, а лишь потом на перья.
Совы действительно никого не оставляют до сих пор равнодушными
Их необычный окрас, «голос» и поведение всегда будут привлекать внимание людей. Вот такие они – необычные и удивительные существа!
Сказка Сова
Назад тому лет двести, а может быть, и побольше, когда люди еще далеко не были настолько умны и плутоваты, как теперь, случилось в небольшом городке диковинное происшествие.
Одна из очень больших сов залетела ночью из соседнего леса в житницу одного из горожан и на рассвете не решалась выйти из своего укромного уголка из опасения, что при вылете ее, как и всегда, птицы поднимут страшный крик.
Когда поутру слуга заглянул в житницу, чтобы достать из нее соломы, он так перепугался, увидев в углу сову, что тотчас выбежал, бросился к хозяину и возвестил ему: «В житнице сидит чудовище, какого я в жизнь свою не видал, — глазами ворочает и каждого живьем проглотить готово». — «Знаю я тебя, — сказал ему хозяин, — за черным дроздом в поле гоняться — на это ты мастер; а к дохлой собаке без палки не подойдешь. Сам пойду посмотрю, что ты там за чудовище открыл», — и храбро пошел в житницу и стал кругом озираться.
Но, увидев диковинную и некрасивую птицу своими собственными глазами, и он тоже перепугался не меньше, чем его слуга.
Загадки про сову
Загадочность этой птицы породило множество увлекательных загадок. Предлагаем интересные загадки про сову, филинов и птенчиков.
Кошка есть в лесу у нас:
Грозный клюв, огромный глаз,
Острый слух и цепкий коготь.
Побоюсь её я трогать…(Сова)
Угадай, какой же птице
Ночью темною не спится?
Не укроет мышь трава,
Ведь за ней летит …(сова).
Появляется ночами.
Где её мы повстречаем? —
На суку в лесу сидит,
Зорко мышек сторожит.
Про неё идёт молва —
Никогда не спит … . (Сова)
Не рада солнечным лучам,
Охотиться лишь по ночам.
У ней большая голова,
Глаза-два блюдца,кто она? (Сова)
Птица: ушки на макушке,
И большая голова.
Взгляд сердитый, клюв могучий,
Как зовут её? (Сова)
Нос крючком, глаза большие
И большая голова.
Ночью тёмною решила
Поохотиться…(Сова)
Ночью видит будто днём.
Станет «ухать» не уснём:
Не к добру — идёт молва.
Птицу как зовут…(Сова)
Я на дереве сижу,
За добычею слежу.
А увижу – полечу.
Обязательно схвачу.
Есть большая голова.
Узнаёте? Я…(Сова)
«Ух, ух, ух, какая ночь!
Разбегайтесь мыши прочь!
Вижу, слышу в темноте –
Пища бегает везде!»
Крутит птица головой,
Видит даже за спиной,
Словно блюдца, глаза два…
Эта хищница — (Сова).
Ой, заухал! Страшно мне!
Вот так чудище на пне!
Смотрит, даже не моргнёт!
Он на даче не живёт!
Иногда лишь прилетит
И, нахохлившись, сидит.
Я такого видел в фильме.
Эта птица — мудрый …(Филин)
Ночью в рощах и лесах
Уханье наводит страх,
Страшен дикий крик и силен,
Так кричит огромный…(Филин)
Солнца яркого боится.
Ночью — хищник эта птица.
Ловко мышь найдет в траве.
Говорим мы о (Сове).
Клюв крючком, глаза большие,
Кругом ходит голова,
Сокращает род мышиный
Тихо серая (Сова)
Ночью бодрствует, а днём
Спит и спит в дупле своём.
Но у птичьего царя
Хлеб не ест та птица зря.
Всем министрам голова,
А зовут её …(Сова)
Ход ЗАНЯТИЯ.
1. Эмоционально-волевой тренинг.
Дети входят в зал друг за другом, встают в круг.
Логопед: «Давайте поздороваемся друг с другом».
Дети протягивают правую руку в центр круга. Руки детей соприкасаются. Качая ими вверх и вниз, они произносят слова:
«Здравствуй, здравствуй, не зевай и ладошку мне давай!»
В конце фразы нужно выбрать себе партнера и притянуть его за руку к себе.
2. Загадка.
Для того, чтобы узнать, с кем мы сегодня будем играть, кто будет гостем нашего занятия,нужно разгадать загадку:
Появляется ночами.
Где её мы повстречаем? —
На суку в лесу сидит,
Зорко мышек сторожит.
Про неё идёт молва —
Никогда не спит.. (Сова)
(Н. Меркушова)
Логопед демонстрирует детям картинку с изображением ушастой совы.).
Чаще всего в наших лесах ушастую сову встретить можно. На голове у неё торчат пёрышки – совсем как маленькие ушки. Поэтому и зовут её – ушастая. Бесшумно летает ушастая сова в сумерках над лесными полянами, над вырубками. Только зазевалась мышь или полёвка – смотришь и попала сове в лапы!
Логопед: Сова очень хочет с вами поиграть.
3. Подвижная игра «Сова».
По считалке выбирается водящий – Сова.
Считалка.
На сосне сидит сова,
Под сосной сидит лиса.
На сосне сова осталась,
Под сосной лисы не стало.
Игроки ходят по залу, изображая мышек. Логопед произносит текст:
У совы у старой
Не глаза, а фары —
Круглые, большие,
Страшные такие.
Ночь вошла в свои права,
В путь пускается сова.
Всё глаза огромные
Видят ночью тёмною.
(В. Берестов)
По сигналу логопеда: «День наступает – всё оживает!» — дети под музыку имитируют движения мышек.По сигналу: «Ночь наступает – всё замирает» — дети замирают в позах, в которых застал их сигнал (музыка выключается). Сова выходит охотиться. Заметив пошевелившегося игрока, она забирает его и улетает к себе в гнездо.
Условия: Сове запрещается долго наблюдать за одним игроком. За спиной у Совы можно менять неудобную позу.
Музыкальное сопровождение подбирается по усмотрению педагога.
4. Игра «Узнай по силуэту». (Приложение)
По ночам сове не спится,
Ведь сова – ночная птица.
Настороженно и тихо,
При луне едва видна,
Как ночная сторожиха,
На сосне сидит она
(В. Шульжик)
Логопед: Дети, в лесу темно, попробуйте узнать сову по силуэту, сначала найдите глазами силуэт совы, а теперь покажите рукой (дети вытягивают руку в нужном направлении, можно предложить одному ребёнку указку-лазер.
Игровой материал: таблица с изображением силуэтов птиц, птичьи силуэты из бумаги.
5. Фонопедическое упражнение «Непонятные слова»
Логопед: вы узнали сову, молодцы. А теперь я предлагаю «озвучить», «оживить» сову при помощи звукоподражаний.
Непонятные слова
Говорит в лесу сова,
Слово — выдох,
Слово — вдох,
А потом протяжно: «Ох…»
Это, охая, сова
Учит новые слова.
(В. Ланцетти)
А теперь послушайте какой голос у совы (включается аудиозапись голоса совы).
6. Зрительная гимнастика.
Днём в ветвях Посмотреть вверх
Сосны косматой
Возле самого ствола, Посмотреть вправо
Точно столбик сучковатый, Посмотреть влево
Дремлет чуткая сова. Посмотреть вниз
На оранжевых глазищах
Веки серые сомкнет, Закрыть глаза
«Ушки» длинные встопорщит,
Терпеливо ночи ждёт. Поморгать глазами
(К. Шилов)
7. Песня (по выбору).
Логопед: скучно сове сидеть на сосне, давайте споём ей песню.
8. Игра «Усни-трава».
Дальний лес стоит стеной,
А в лесу, в глуши лесной,
На суку сидит сова.
Там растёт усни-трава.
Говорят, усни-трава
Знает сонные слова.
Как шепнёт она слова
Сразу никнет голова.
(И. Токмакова)
Логопед: какие же слова знает наша Сова?
На площадке расположены обручи-домики, у которых стоят играющие. «Сова», выбранная по считалке, стоит в стороне, в руках у неё «усни-трава» (пучок лент, скреплённых вместе). После того, как логопед дочитает стихотворение, «сова»взмахивает лентами со словами:
Глазки закрывайте, голову склоняйте.
Играющие закрывают глаза, принимая любую позу засыпающего. Сова проходит около спящих и перед каждым хлопает в ладоши. Проснувшийся выходит из обруча и идёт за совой след в след, повторяя её движения. Когда все играющие выйдут из своих домиков, сова хлопает 2 раза, после чего все дети и сова бросаются занимать домики.
Оставшийся без домика становится совой. Игра возобновляется.
9. Релаксация.
Ой ты, Совушка-Сова,
Удалая голова. Дети поворачивают голову вправо, затем влево.
Ты ночами не летай, Взмахи руками.
И зверюшек не пугай.
Грозят пальчиком.
Не пугай, Сова, Зайчишку, Изображают зайчишку, приставив ладони к голове (ушки)
Не пугай Лису и Мишку —
Изображают крадущуюся лису, косолапого медведя.
Звери тоже спать должны,
Ладони подкладывают под щёку.
Звери просят тишины. Прикладывают пальчик к губам.
(А. Вронский)
Дети, взявшись за руки, спокойно выходят из зала.
Читательский дневник по сказке «Сова» Виталия Бианки
Название произведения: «Сова»
Число страниц: 3
Жанр: сказка о животных.
Главные герои: старик, сова.
Второстепенные герои: мыши, шмели, корова.
Характеристика главных героев:
Сова — мудрая и умная птица.
Не раз предупреждала старика о беде, но он её не слушал.
Оказалась права.
Старик — глупый и наивный.
Не захотел дружить с совой и не слушал её советов.
Из-за своей гордости и пострадал.
Характеристика второстепенных героев:
Мыши, корова, шмели — зависят друг от друга.
Краткое содержание сказки «Сова»
Любил один старик побелить чай молоком.
Но повздорил он как-то с соседкой Совой.
Рассердилась Сова и перестала летать по ночам на поле старика и ловить там мышей.
А мыши стали ночами бегать по полю, гнёзда шмелей разорять.
Улетели шмели с поля.
Не уродился без шмелей клевер.
Нечего стало есть корове.
Исчезло у неё молоко.
Пришлось старику просить прощения у совы.
Стала сова мышей ловить, вернулись шмели, расцвёл клевер.
Дала корова молоко, и стал старик чай белить.
План рассказа:
- Ссора старика и совы.
- Наглые мыши.
- Улетевшие шмели.
- Исчезновение клевера.
- Отсутствие молока.
- Прощение.
- Всё становится как прежде.
Основная мысль рассказа «Сова»
Главная мысль рассказа в том, что всё в природе взаимосвязано.
Основная идея рассказа в том, что нельзя нарушать природные связи.
Чему учит рассказ
Сказка учит бережно относиться к природе, не нарушать устоявшихся связей.
Учит уважать своих соседей.
Учит уметь прощать.
Краткий отзыв о рассказе «Сова» для читательского дневника
Прочитав эту сказку, я подумала о том, что экологическое равновесие в природе вещь очень хрупкая, но важная.
Если нарушить хоть одну связь, может рухнуть вся система.
Это очень интересная, познавательная и увлекательная сказка.
Автору удалось написать произведение на тему экологии.
Он в простой форме показал, как меняется природа, если в ней что-то изменить, нарушить.
Мне понравилась умная сова, которая понимала к чему может привести упрямство и гордость старика.
Она сама пострадала, ведь мыши исчезли, а это её основная пища.
Но вытерпела и дождалась извинений.
Я всем советую прочитать эту сказку и подумать о том, что любой наш поступок может оказать совершенно неожиданное воздействие на природу.
А потому нужно быть очень бережными и аккуратными обращаясь с животными, птицами и растениями.
Пословицы к произведению:
- Один за всех и все за одного.
- Ласточка день начинает, а соловей вечер кончает.
- Хорошо смеётся тот, кто смеётся последним.
- Из-за тебя и я не в почёте.
- Друг познаётся в беде.
Ещё читательские дневники по произведениям Виталия Бианки:
- «Хитрый лис и умная уточка»
- «Музыкант»
- «Мышонок Пик»
- «Лесной колобок — колючий бок»
- «Приключения муравьишки»
- «Латка»
- «Лесные домишки»
- «Оранжевое горлышко»
- Краткая биография Виталия Бианки и презентация на отличную оценку
Библиотека произведений автора пополняется.
Сова. Виталий Бианки
Сказки » Авторские сказки » Русские писатели » Сказки Бианки В.В » Сова. Виталий Бианки
Порекомендовать к прочтению:
Сидит Старик, чай пьёт. Не пустой пьёт — молоком белит. Летит мимо Сова.
— Здорово, — говорит, — друг!
А Старик ей:
— Ты, Сова, — отчаянная голова, уши торчком, нос крючком. Ты от солнца хоронишься, людей сторонишься, — какой я тебе друг!
Рассердилась Сова.
— Ладно же, — говорит, — старый! Не стану по ночам к тебе на луг летать, мышей ловить, — сам лови.
А Старик:
— Вишь, чем пугать вздумала! Утекай, пока цела.
Улетела Сова, забралась в дуб, никуда из дупла не летит.
Ночь пришла. На стариковом лугу мыши в норах свистят-перекликаются:
— Погляди-ка, кума, не летит ли Сова — отчаянная голова, уши торчком, нос крючком?
Мышь Мыши в ответ:
— Не видать Совы, не слыхать Совы. Нынче нам на лугу раздолье, нынче нам на лугу приволье.
Мыши из нор поскакали, мыши по лугу побежали.
А Сова из дупла:
— Хо-хо-хо, Старик! Гляди, как бы худа не вышло: мыши-то, говорят, на охоту пошли.
— А пускай идут, — говорит Старик. — Чай, мыши не волки, не зарежут тёлки.
Мыши по лугу рыщут, шмелиные гнёзда ищут, землю роют, шмелей ловят.
А Сова из дупла:
— Хо-хо-хо, Старик! Гляди, как бы хуже не вышло: все шмели твои разлетелись.
— А пускай летят, — говорит Старик. — Что от них толку: ни мёду, ни воску, — волдыри только.
Стоит на лугу клевер кормовистый, головой к земле виснет, а шмели гудят, с луга прочь летят, на клевер не глядят, цветень с цветка на цветок не носят.
А Сова из дупла:
— Хо-хо-хо, Старик! Гляди, как бы хуже не вышло: не пришлось бы тебе самому цветень с цветка на цветок разносить.
— И ветер разнесёт, — говорит Старик, а сам в затылке скребёт.
По лугу ветер гуляет, цветень наземь сыплет. Не попадает цветень с цветка на цветок, — не родится клевер на лугу; не по нраву это Старику.
А Сова из дупла:
— Хо-хо-хо, Старик! Корова твоя мычит, клеверу просит, — трава, слышь, без клеверу, что каша без масла.
Молчит Старик, ничего не говорит.
Была Корова с клевера здорова, стала Корова тощать, стала молока сбавлять; пойло лижет, а молоко всё жиже да жиже.
А Сова из дупла:
— Хо-хо-хо, Старик! Говорила я тебе: придёшь ко мне кланяться.
Старик бранится, а дело-то не клеится. Сова в дубу сидит, мышей не ловит. Мыши по лугу рыщут, шмелиные гнёзда ищут. Шмели на чужих лугах гуляют, а на стариков луг и не заглядывают.
Клевер на лугу не родится. Корова без клеверу тощает. Молока у Коровы мало. Вот и чай белить Старику нечем стало.
Нечем стало Старику чай белить — пошёл Старик Сове кланяться:
— Уж ты, Совушка-вдовушка, меня из беды выручай: нечем стало мне, старому, белить чай.
А Сова из дупла глазищами луп-луп, ножищами туп-туп.
— То-то, — говорит, — старый. Дружно не грузно, а врозь хоть брось. Думаешь, мне-то легко без твоих мышей?
Простила Сова Старика, вылезла из дупла, полетела на луг мышей пугать.
Сова полетела мышей ловить.
Мыши со страху попрятались в норы.
Шмели загудели над лугом, принялись с цветка на цветок летать.
Клевер красный стал на лугу наливаться.
Корова пошла на луг клевер жевать.
Молока у Коровы много.
Стал Старик молоком чай белить, чай белить — Сову хвалить, к себе в гости звать, уваживать.
КОНЕЦ
Поделитесь ссылкой на сказку с друзьями:
Поставить книжку к себе на полку Распечатать сказку
Находится в разделе: Сказки Бианки В.В, Сказки с картинками
Анализ сказки «Сова»
Главные герои познавательной сказки Виталия Валентиновича Бианки «Сова» старик и сова. Однажды сидит старик и пьет чай с молоком. Около его окна пролетает сова, здоровается со стариком и называет его другом.
Однако старик отвергает дружбу птицы, он говорит ей, что они не товарищи. Обиделась сова. Она не стала летать над полем старика. Этому обрадовались мыши. Так как сова перестала быть их угрозой, она начали разорять шмелиные гнезда. Насекомые улетели на другое поле.
После того как шмели покинули луг старика, клевер остался без опылителей и перестал расти. Корова старика, которая питалась кл6евером, без него стала худеть. Ее молоко сделалось жидким и невкусным.
Тогда понял старик, что зря обидел сову. Пошел к ней просить прощение. Простила его птица и полетела на поле пугать мышей. Мыши попрятались в свои норы. Тогда вернулись шмели в свои норы на стариковом поле и снова стали носить пыльцу с цветка на цветок. Молоко у коровы сделалось вкусным и полезным. Пьет старик чай с молоком и сову в гости к себе зовет.
Сказка Бианки «Сова» несет в себе поучительный смысл. Старик отвергает дружбу птицы, не понимая того, что сова помогает ему.
Как и многие сказки, произведение Бианки несет в себе сказочные приемы: повторы, присказки, звери разговаривают. Наряду с этим, в сказке «Сова» содержится много достоверного и правдивого. Из произведения Бианки читатель узнает о взаимосвязях в природе.
Если разрушить хотя бы одну такую связь, окружающая действительность сразу же начинает меняться, нарушается существующее равновесие. Изменения в сказке показываются на примере отказа совы пугать мышей. После того, как сова перестала летать на поле старика, молоко у коровы испортилось.
На первый взгляд эти два явления никак не могут быть связаны между собой. Однако автор проводить четкую связь между ними, позволяя читателю также понять механизмы, действующие в природе. Сказка Бианки содержит много поучительной и интересной информации о поведении животных, о круговороте явлений, которые происходят в природе.
Ход занятия
I.Сюрпризный момент
В группу входит воспитатель, на голове у него «шапочка» совы. В руках держит короб.
Воспитатель: Здравствуйте ребята! Вы меня узнали? Это я Мудрая Сова опять пришла к вам в гости со своими сказками. А сказочки мои здесь, в этом коробе лежат. Загадаю вам загадки, угадайте по порядку, что за сказки принесла.
Загадки
В гости к бабушке пошла,Пироги ей понесла. Серый Волк за ней следил,Обманул и проглотил.
Дети: Красная шапочка.
Сова: Верно (достает картинку из сказки, вывешивает на доску)
Носик круглый, пятачком,Им в земле удобно рыться,Хвостик маленький крючком,Вместо туфелек — копытца. Трое их — и до чего жеБратья дружные похожи. Отгадайте без подсказки,Кто герои этой сказки? (Три поросенка)
Родилась у мамы дочка,Из прекрасного цветочка. Хороша, малютка просто!С дюйм была малышка ростом. Если сказку вы читали,Знаете, как дочку звали. (Дюймовочка)
Дед и баба вместе жили,Дочку из снежка слепили,Но костра горячий жар,Превратил девчурку в пар. Дед и бабушка в печали. Как же их дочурку звали? (Снегурочка)
Воспитатель при каждом верном ответе детей достает картинки из короба и вывешивает их на доску.
Сова: Ой, ребята, а у меня в корзине ещё одна сказка затерялась.
Возле леса на опушке
Трое их живет в избушке,
Там три стула и три кружки,
Три кровати, три подушки.
Отгадайте без подсказки,
Кто герои этой сказки? (Три медведя)
Воспитатель достает картинку, а на ней не хватает большого медведя.
II.Основная часть
Сова: Все ли герои собрались в сказках?Дети: Нет медведя. — А какой медведь, что-то я и не припомню его. Расскажите мне про медведя.
1. Составление рассказа – описанияДети: Медведь большой, огромный, живёт в лесу, неуклюжий, косолапый, толстопятый, коричневый, у него шуба из шерсти. Толстые лапы, а на них острые когти, он любит малину, мёд. Зимой медведь спит в берлоге и сосёт лапу. Это дикое животное.
Сова: А как зовут детеныша медведя?
Дети: Медвежонок. Сова: Ой, ребята, как хорошо вы мне всё рассказали о медведе, что я уже вижу медведя в моем коробе сказок. Вот он. Достаёт медведя и дополняет его к картинке на доске. 2. Динамическая паузаСова: А давайте мы покажем, как медведь ходит. Дети показывают.
Физ. минутка.
Сова: А давайте мы покажем, как медведь ходит. Дети показывают.
Сова: А теперь садитесь удобней, я расскажу вам эту сказку. Сова рассказывает сказку с показом настольного театра. После окончания сказкисова спрашивает детей:
Куда пошла девочка? Зачем?
Куда попала девочка?
Как она себя там вела?
Сколько было медведей?
Каким голосом говорил Михаил Иванович, Настасья Петровна, Мишутка?
Какая посуда была у трёх медведей?
Что разбила девочка?
Как отнеслись к ее поведению медведи?
Испугалась ли Маша медведей?
Правильно ли девочка себя вела?
Дети отвечают полными предложениями. Сова: А вы знаете, ребята, мне очень жалко Мишутку и его разбитую чашечку. Давайте мы ему поможем и склеим разбитую чашечку. Дидактическое упражнение «Собери целое»
Воспитатель выставляет на магнитной доске «чашку» разрезанную на несколько частей, предлагает детям по очереди выходить и сложить чашку.